Нейропсихолог Жанна Глозман: «Гиперактивному ребенку лекарства могут навредить»

Назад
Зачем ребенку нейропсихолог и когда пора бить тревогу
- {{rating.rating | number}} +

Каждый ребенок — особенный, но есть тревожные звоночки, требующие визита к специалисту

 

Каждый родитель хотя бы раз сверялся с популярными календарями развития ребенка. Что малыш должен уметь в 3 месяца, а что — в 8? Опережение «графика» вызывает гордость, а отставание — тревогу. Как отличить индивидуальные особенности малыша от серьезных проблем, с которыми нужно скорее обратиться к специалисту?

 

Жанна Глозман

 

Рассказывает научный руководитель Центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия, специалист в области нейропсихологической диагностики и реабилитации взрослых и детей, профессор МГУ Жанна Глозман

 

Зачем ребенку нейропсихолог?

 

Что, как и когда должно развиваться у ребенка? В нейропсихологии существует проблема нормативов, которая связана с механизмами формирования психических функций человека. Дело в том, что они достигают зрелости у детей в разное время, плюс нужно делать поправку на индивидуальные различия у каждого ребенка.

Работа нейропсихолога начинается с обследования. Оно помогает понять, где заканчиваются индивидуальные особенности и начинаются нарушения развития ребенка. У нас есть специальные опросники, задания, упражнения, напоминающие тестирование.


«Работа нейропсихолога начинается с обследования»

 

Мы проверяем все высшие психические функции ребенка: зрительное, слуховое и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольную регуляцию и контроль, внимание, речь, память, мышление, — все в комплексе и как одно с другим связано.

Диагностика продолжается около часа, в присутствии родителей. По итогам можно понять наличие и причины проблем в развитии ребенка и наметить направление коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей.

Многие родители откладывают визит к нейропсихологу. Они боятся диагнозов, боятся узнать, что с их детьми что-то не так. В итоге они все равно приводят ребенка к специалисту, но уже не в 3 года, когда тот, например, не мог рисовать, а в 7-8 лет, когда у него сформировалась дисграфия.

 

«Методы коррекции у нас игровые и аппаратурные»

 

Приводят на прием к нейропсихологу, скажем, троих детей в возрасте 3 лет. Жалобы у них одни и те же: в детском саду невнимателен, отвлекается, не справляется с заданиями. А причин у этого поведения может быть очень много. Например, у одного не сформирована регуляторная функция, у другого недостаточная мозговая активность, или плохие пространственные представления. И работа с этими тремя детьми должна проводиться разная. А какая — определяет специалист.

Ни один нейропсихолог не поставит диагноз «умственно отсталый», если у ребенка есть зона ближайшего развития, т.е. он может выполнять какие-то действия если не сам, то хотя бы с помощью взрослых.

Это уже признак того, что малыш — не умственно отсталый, его развитие не остановилось. И можно — и нужно — идти к специалисту, чтобы узнать, как помочь ребенку.

Методы коррекции у нас игровые и аппаратурные. Но самое главное, они воздействуют в комплексе. Ребенок на каждом занятии осваивает разные движения, тренирует память, воображение и другие психические функции.

 

Ползи, малыш, ползи

 

В жизни ребенка существуют критические, сенситивные периоды, в которые создаются наиболее оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

К году у детей идет ускоренное развитие моторики и возможностей ходьбы. В год, максимум 1 год 2 месяца ребенок должен начать ходить. Но такой качественный скачок не произойдет вовремя даже при благоприятных условиях, если взрослые не стимулируют развитие ребенка.

Все дети, начиная с 6 месяцев, должны ползать по полу, потому что именно так они осваивают пространство относительно собственного тела.

Но иногда ребенок пропускает эту фазу, потому что родители недооценивают ее важность. «Он не хотел ползать», — объясняет мне мама. Что это значит на самом деле? Ребенок был слабеньким, его надо было стимулировать к ползанию яркими игрушками, подталкиванием под попу.

Другой вариант — родители сознательно не пускают ребенка ползать, потому что боятся пыли или инфекции, которую он может подхватить. Но это надуманная проблема — пыль можно убрать, на холодный пол постелить коврик.

 

«Ребенка надо стимулировать к ползанию яркими игрушками, подталкиванием под попу»

 

Чем чреват для развития детей пропуск этапа ползания? Сложностями с преставлением о пространстве, и это отразится во всем: речи, движениях, восприятии. Ни одно задание в школе ребенок не сможет решить, если у него нет понимания того, что значит «больше», «меньше», «ближе», «дальше» и т.д. А все из-за того, что человек не доползал в 6 месяцев.

 

Неговорящие дети

 

Раньше к нейропсихологам чаще всего обращались родители первоклассников. Ребенок пошел в школу, перестал справляться — и они забеспокоились. И большинство специалистов работает с детьми начиная с 5 лет.

Однако 15-летний опыт Центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия показал, что чем раньше начинается работа по коррекции нарушений развития ребенка, тем лучше. Мы принимаем детей с 2 лет. У нас очень много обращений с малышами. И чаще всего это неговорящие дети.

В год у ребенка должны появиться слова. В два года — фраза. Плюс-минус 2-3 месяца.

Если у малыша в 1,5 года нет слов, в 2-2,5 года нет фраз, родители должны бить тревогу. Тут налицо уже не индивидуальные особенности развития, а задержка. И прежде всего важно понять, почему она произошла.

Мама тут же вспомнит, какие были осложнения при родах. Но она также должна спросить себя: а все ли она сделала, чтобы ребенок заговорил? Он не начнет этого делать без помощи взрослых.

Нельзя просто накидать игрушек и оставить малыша без внимания. Нужно все озвучивать, объяснять, с первых месяцев жизни читать книги — рассматривать, проговаривать каждую деталь, чтобы соединить для малыша слово и образ, ставить перед ребенком все новые задачи понять и ответить (жестом, мимикой или звуком). Только тогда он заговорит, а если речи нет — нужно искать специалиста.

 

«Нужно все озвучивать, объяснять, с первых месяцев жизни читать книги»

 

Отсутствие речи может быть связано и с задержкой формирования мелкой моторики. В первый год жизни ее развитие играет важную роль для ребенка. Он должен научиться целенаправленно брать вещи. Хватательный рефлекс превращается в зрительно-моторную координацию: увидеть цель, скоординировать руку, взять конкретную игрушку. Умная мама будет подключать к этому речевое проговаривание, ставить задачи перед ребенком: «Дай мне розового зайчика», «А где наш пушистый голубой мишка?».

Какие еще могут быть проблемы с речью?

Во-первых, проблема запинок. С ней сталкиваются почти все маленькие дети, когда от слов переходят к фразам. Не стоит волноваться. Запинки естественны и, как правило, связаны с тем, что речевой аппарат ребенка еще не созрел, не готов произносить фразы. Со временем дети это преодолевают.

Плохой вариант, когда родители начинают подгонять ребенка, заострять внимание на этих запинках: «Скажи правильно!», «Ты можешь это выговорить, повтори» и т.д. Так у ребенка формируется страх речи. Он начинает относиться к ней, как к сверхтрудной и очень ценной задаче. И это одна из частых причин появления у малыша феномена заикания. В этом случае надо вести его к логопеду.

Ребенок может не выговаривать звуки или у него каша во рту — с этим лучше всего справляются логопеды.

А вот если ребенок говорит с аграмматизмами, или повторяет только то, что услышал от другого (эхолалия), или у него задержка речевого развития, или он совсем молчит — нужно вести к нейропсихологу. Только он сможет определить, в каком комплексе наблюдаются эти дефекты, обычно они не бывают изолированными.

Иногда к нам на прием приводят неговорящего ребенка с уже поставленным диагнозом «аутизм». Сейчас многие невропатологи и психиатры ставят знак равенства между «не говорит» и «аутизм». Однако молчать ребенок может по самым разным причинам.

 

Аутизм: тревожные сигналы

 

Слышит или не слышит? Это первый страх родителей, связанный с правильным развитием ребенка. Дело в том, что в первые 3 месяца дети плохо реагируют на внешние звуковые стимулы, и родители пугаются, что у малыша снижен слух.

На самом деле, у детей в этом возрасте еще не сформированы реакции на звук. Уже к 3 месяцам ребенок начинает различать речевые и неречевые звуки, узнает голос матери. Но не так все происходит у малыша с аутизмом. И тут родители должны быть внимательны. Истинный аутизм как психическое заболевание можно распознать уже в возрасте 1 месяца.

Тревожные сигналы:

  • Ребенок не проявляет оживления при приближении мамы, не улыбается ей.
  • На руках у мамы малыш безучастен, не прижимается к ней, «висит как мешок».

При появлении этих тревожных знаков маме следует усилить контакт с ребенком. Ему нужны повышенное внимание, общение, ласка и забота матери. Никто больше ему этого не даст.

Если поведение ребенка не меняется, нужно обращаться к психиатру, чтобы начать действовать.

 

«Истинный аутизм можно распознать уже в возрасте 1 месяца»

 

Аутизм — это психическое расстройство с характерной несформированностью общения. Ребенок с аутизмом не способен стать инициатором общения, в менее грубых случаях он сможет отвечать на инициативу педагога или мамы (реактивное общение). Однако не всегда неспособность ребенка общаться свидетельствует об этом диагнозе.

Приводят ко мне на прием испуганную девочку трех лет. Она не говорит, с кучей бумаг с диагнозом «аутизм». Сначала с таким ребенком надо установить контакт. Мы с ней начинаем рассматривать наши игрушки, я показываю ей куклы. И вдруг эта кроха вытаскивает из своего кармана маленькую куклу и показывает ее мне — это уже инициативное общение! Дальше я хвалю ее куклу, ее красивое платье. Девочка демонстрирует, что у ее куклы еще и бантик сзади есть. А я могу успокоить маму: «У вашего ребенка нет аутизма, а почему она не говорит — мы будем разбираться».

 

Не надо стесняться

 

Ребенок может быть неговорящим из-за повышенной застенчивости. Откуда она берется? Пусть родители подумают, а учили ли они своего малыша общаться?

В категорию детей с повышенной застенчивостью легко попасть ребенку обеспеченных родителей. Он живет в коттедже и зачастую лишен общения и игр с другими детьми. А если в дом приходят взрослые, ребенка уводят в детскую с няней. В итоге у него формируются страх и неумение общения. Надо создавать ему возможности контактировать со сверстниками – хотя бы водить на занятия в группы развития.

 

«Ребенок может быть неговорящим из-за повышенной застенчивости»

 

Большая ошибка — вмешиваться в конфликты ребенка с другими детьми, например, на детской площадке. Кто-то отобрал его игрушку, швыряется песком, малыш прибежал к вам с жалобами. Не нужно мчаться защищать свое чадо и разбираться с обидчиком.

Ребенок должен научиться сам разрешать эти конфликты. Надо дать ему возможность проявить себя, иногда подсказав, как научиться договариваться, это ему пригодится во взрослой жизни. И только в самом крайнем случае можно вмешаться напрямую.

 

Куда бежать, если что-то не так?

 

В 2 года ребенок должен не просто катать игрушку по полу, а уже уметь осуществлять предметно-манипулятивную игру: посадить в машину кого-нибудь, нагрузить ее кубиками и доехать до стройки или гаража и т.д. Это не возникнет само собой. Родители должны и купить такую игрушку, и показать, как с ней играть.

Игра — важный маркер правильного развития ребенка и отсутствия задержек. Особую важность приобретает игра с другими детьми. В ней так или иначе приходится следовать правилам, у малыша формируется функция саморегуляции. Ее несформированность — важный показатель неготовности ребенка к школе. 

 

«Игра — важный маркер правильного развития ребенка и отсутствия задержек»

 

Какие еще сигналы должны насторожить родителей?

О задержке социального развития может сказать несформированность бытовых навыков, например, умения пользоваться ложкой, пить из кружки, попроситься на горшок. Если у малыша в 4-5 лет наблюдаются такие явления как энурез (недержание мочи) и энкопрез (недержание кала), ему показан визит к невропатологу. К этому же специалисту следует обращаться с детскими тиками, как лицевыми, так и вокальными.

Если ребенок по-настоящему агрессивен, бьет маму и других детей, проявляет самоагрессию, это может быть одним из проявлений раннего детского аутизма.

Вкупе с другими симптомами (отсутствие оживления при виде мамы, контакта глаз и т.д.) — это показание для визита к психиатру.

Ребенок в 2 года должен уметь понимать слово «нельзя». И не только понимать, но и следовать инструкциям взрослых.

Если 2-летний ребенок не следует указаниям родителей и делает все, что он сейчас хочет, это тревожный симптом.

Взрослые часто делают упор на развитие у ребенка речевых функций, а потом с гордостью говорят: «Он у нас уже книжки читает, стихи рассказывает с выражением и без запинки». Но у таких речевых успехов есть обратная сторона: малыш может не отличить одну картинку от другой, а уж зачеркнутое изображение совсем не поймет, потому что его растят как вербалиста. И это тоже форма задержки развития ребенка.

 

Из-за чего отклонения?

 

В каждой проблеме развития ребенка есть две стороны: биологическая и социальная. Вот основные причины того, что сейчас стало так много детей с отклонениями в развитии.

  1. Плохое дородовое сопровождение, плохое обучение будущей мамы, плохое родовспоможение.

Мы сейчас на уровне отсталых стран Африки по показателям перинатальной патологии. 

У нас позорно много случаев неправильного родовспоможения, осложнений при родах, например, асфиксии, механического выдавливания плода и т.д. В результате ребенок, который мог бы родиться здоровым, получает травму, в наиболее тяжелый случаях — ДЦП.

Отдельно нужно упомянуть злоупотребление анестезией и кесаревым сечением. Их делают чаще, чем нужно, чтобы облегчить жизнь не роженицы даже, а медперсонала, которому надоело возиться с затяжными родами. У нас забывают такую простую истину, что наркоз получает не только мама, но и малыш, со всеми последствиями для его развития.

 

«У нас позорно много случаев неправильного родовспоможения»

 

  1. Травмы, инфекции и все, что может в дальнейшем повлиять извне на естественное развитие малыша.
  2. Плохие экология и питание новорожденного. Да, сейчас ребенок получает больше продуктов, но полезны ли они? Наши дети питаются не так, как нужно, и дышат не тем, чем нужно.
  3. Недостаточное внимание к ребенку. Раньше социально и педагогически депривированными (с задержкой и отклонениями в развитии) становились дети из неблагополучных семей. Они были недокормленные, недоухоженные. Сейчас таких очень мало.

Педагогически запущенных детей стало больше! И это малыши из обеспеченных семей, где забота о малыше перекладывается на плечи нянь и гувернанток.

А у мамы нет времени лишний раз погладить своего ребенка по голове. Она строит карьеру, выходит на работу, когда малышу исполнилось 2-3 месяца. Это относительно новое явление, примета современной жизни.

Если у ребенка серьезные проблемы, я отказываюсь говорить с няней. Настаиваю, что буду беседовать только с мамой. В следующий раз приходит мама, сразу с претензиями: «Вы знаете, сколько человек меня сейчас ждет, скольким я нужна?». А я отвечаю: «Здесь есть еще один маленький человек, и ему вы больше всех нужны».

 

Талантливый ребенок — уже проблемный

 

Иногда происходит обратная ситуация. Родители стремятся научить ребенка как можно раньше читать, считать, решать задачи в уме. Амбициозным взрослым хочется, чтобы их малыш был лучше других детей. Его успехи — предмет их гордости.

Но родители должны помнить: если где-то чего-то много, значит, в другом месте не будет хватать. Ресурсы ребенка ограничены. А развиваться ему нужно равномерно, симметрично и гармонично.

И если малыш начинает раньше года произносить первые слова, в полтора складывает их в фразу, а в два года вещает как Цицерон, чаще всего слабость и недоразвитие проявятся в других сферах.

 

«Ресурсы ребенка ограничены. А развиваться ему нужно равномерно и гармонично»

 

На факультете психологии МГУ проводили исследование учеников школы-интерната имени А. Н. Колмогорова. Они — замечательные математики, действительно талантливые дети. Однако почти у всех этих детей обнаружили дисграфию, в 99% случаев у них фиксировались  различные эмоциональные расстройства.

Какой вывод можно сделать? Что если ребенок талантлив в музыке или математике, не надо его развивать? Конечно, надо! Но надо также понимать, что у этого ребенка нагрузка выше, чем у остальных детей.

Талантливый ребенок требует сопровождения, он уже проблемный из-за того, что у него что-то развито слишком сильно.

И родителям нужно уделять повышенное внимание другим его психическим функциям.

 

Когда лекарства не нужны

 

Психиатрические лекарства необходимы ребенку при истинном аутизме, грубой психопатии. Нейропсихологическая и медикаментозная помощь идут вместе, если у новорожденного была сильная асфиксия во время родов. Лекарства зачастую нужны и недоношенным детям, которые долго находились в кувезе.

Ребенку с СДВГ, несмотря на сильное желание фармацевтических фирм накормить его лекарствами, медикаменты не нужны.

Я была на международном конгрессе по СДВГ в Вюрцбурге. Там широко участвовали фармакологические фирмы, которые рекламировали свои препараты. Их очень много. Но вывод, который был записан по итогам научного конгресса, однозначен: фармакология при СДВГ не показана. Более того, таблетки могут навредить.

Дело в том, что часто расторможенность ребенка является следствием того, что ему не хватает активности мозга, это своего рода компенсация того, что ребенок слабый и быстро устает. Вот он и ведет себя то хорошо, то плохо.

Что делают лекарства? Они успокаивают детей и еще больше снижают их мозговую активность. Ребенок становится удобным, ведет себя лучше, но при этом у него еще меньше мозговой потенциал для адекватного развития.

И самое главное — не собирайте «досье» на ребенка из обследований и консультаций. Родители делают малышу и МРТ, и КТ, и ультразвуковую допплерографию. Они не жалеют деньги на все новые процедуры и тесты, которые радостно предлагают им медицинские центры. Нейропсихологическое обследование неинвазивно, не вредит ребенку излучением, а показывает при этом очень много.

Помощь ребенку начинается с момента, когда родители задумаются, все ли у малыша в порядке, а нейропсихолог поможет им подумать вместе об их ребенке.

 

  • Автор: Татьяна Меньщикова
  • Фото: Shutterstock, фото из архива Центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

1 комментарий к записи

врачи так любят ставить штампы. Все дети разные