Весеннее нервное истощение у ребенка

Назад
Весеннее нервное истощение у ребенка
- {{rating.rating | number}} +

Фраза «Я на грани нервного истощения!» хорошо знакома и взрослым, и детям. За ней стоит бессонница, быстрая утомляемость, потеря аппетита. Особенно актуальна эта проблема в апреле, когда накопившаяся за зиму усталость достигает своего максимума, а солнца, отдыха и витаминов всем нам не хватает.

Фраза «Я на грани нервного истощения!» хорошо знакома и взрослым, и детям. За ней стоит бессонница, быстрая утомляемость, потеря аппетита. Особенно в апреле, когда накопившаяся за зиму усталость достигает своего максимума, а солнца, отдыха и витаминов не хватает нам всем.

Но в медицине такого диагноза, как «нервное истощение», не существует. Как правило, за этими словами скрывается вегето-сосудистая дистония.


Консультанты:
Элина Рогачева, зав. педиатрическим отделением детской поликлиники № 104  г. Москвы
Наталья
Типсина, невролог детской поликлиники № 104  г. Москвы.
Елена
Глебова, нейропсихолог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «На Таганке».


Что это такое?

Обычно «нервным истощением» называют вегето-сосудистую дистонию (ВСД), или нейроциркуляторную астению. Дистония – это нарушение нормального тонуса сосудов. Оно происходит в результате нарушения поступления нервных импульсов к сосудам, которые оплетают каждый орган и снабжают его кровью. Орган начинает страдать, а человек испытывает боль или другие неприятные ощущения в зависимости от того, какой орган страдает. Если нарушается тонус сосудов головного мозга, то могут начаться головокружения, головная боль. Если желудочно-кишечный тракт – возникают боли в желудке, кишечнике, нарушается пищеварение.


Когда?

Вегетативная нервная система развивается не равномерно, а рывками. Наиболее уязвимые возрастные периоды для сбоев в организме совпадают с возрастными кризисами: 6-7 лет,  10-11 лет, 13-15 лет.

В 6-7 лет ребенок заканчивает детский сад и идет в школу. Он получает новый социальный опыт, у него меняется режим дня, появляются новые друзья. Сейчас эта первая веха уязвимости стала наступать раньше, т.к. на детей обрушилось раннее развитие, под которым, увы, часто понимаются несбалансированные занятия по чтению, письму и математике с нагрузками, которые ребенку не по возрасту и не по силам.


Как?

  • ВСД легкой степени проявляется повышенной слабостью, утомляемостью, или, наоборот, повышенной возбудимостью.
  • Ребенок может стать вялым и равнодушным, или, наоборот, капризным, скандальным и неуправляемым.
  • Бывают периоды, когда ребенок тяжело просыпается, ему не хочется ни учиться, ни заниматься в любимых прежде кружках. Такие проявления потери интереса к учебе не стоит считать ленью. Наоборот, это нужно воспринимать как первый важный сигнал: с ребенком что-то не так.

 
Причины:

1.    Основная причина вегето-сосудистой дистонии – чрезмерные нагрузки на ребенка, завышенные требования к нему. Многие мамы стремятся отдать ребенка в школу с 6-ти лет, не разбираясь, готов он к школе или нет, или путают готовность к школе с умением читать и считать. Ситуация усугубляется  тем, что ребенка начинают «готовить» к школе чуть ли не с младенчества,  пытаясь научить читать и выполнять арифметические действия в ущерб играм и творчеству. Но ребенок просто не в состоянии выполнять многие виды умственной работы прежде, чем созреют зоны мозга, отвечающие за эти виды мышления.

2.    Склонность к повышенному тонусу сосудов может передаваться по наследству. Обычно такую особенность ребенок наследует от мамы – если мама эмоциональная, остро реагирует на стрессовые ситуации, то и ребенок может унаследовать такую особенность, а она уже, в свою очередь, может привести к возникновению вегето-сосудистой дистонии.

3.    Причиной возникновения ВСД могут быть перенесенные инфекции, отравления, черепно-мозговые травмы.

4.    Нервному истощению особенно подвержены дети с дисфункцией стволовых подкорковых структур. Эти  дети, как правило, испытали гипоксию (нехватку кислорода) в период внутриутробного развития и в родах. Они родились уже «нервными» – много плачут, кричат по ночам. Нервное истощение у таких детей  может проявляться  в тиках, энурезах, а у детей постарше – в гиперактивности, немотивированной агрессии и раздражительности, утомляемости и снижении работоспособности.  

5.    Наконец, причиной ВСД может быть пребывание ребенка в сложной психологической ситуации.  Это может быть и  развод родителей, и невнимание к ребенку, отсутствие режима и недостаточный сон.


Что делать?

1.    Самое первое и необходимое действие – визит к участковому педиатру. Врач осматривает ребенка и назначает обследования по показаниям. Главная задача на этом этапе – исключить структурные заболевания органов. Ребенку могут назначить ультразвуковое исследование внутренних органов, анализы крови и мочи, по которым можно будет сделать вывод о протекающих в организме процессах.

2.    Если структурные изменения органов исключаются, ребенок направляется на консультацию  к неврологу. В течение первого года жизни невролог осматривает малыша несколько раз – в месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев и в год. На таких осмотрах врач уже может обратить внимание, возбудим ли ребенок, беспокоен, необходима ли медикаментозная коррекция. Детей постарше при жалобах, характерных для ВСД, или при подозрении на минимальную мозговую дисфункцию, невролог направляет на аппаратные исследования: электроэнцефалограмму мозга, дуплексное сканирование сосудов головы и шеи, назначает необходимый курс медикаментозного лечения.

3.    Основное при лечении ВСД – исключить все, что способствует ее возникновению. Ребенку необходим щадящий режим, полноценное питание и достаточный сон. Дошкольники должны спать по 9-10 часов ночью и 1-2 часа днем.

4.    Желательно исключить или хотя бы ограничить время, которое дети проводят за компьютером. Безопасное для дошкольника и младшего школьника время, которое он может провести за компьютером или телевизором – не более одного часа в день (желательно с перерывами и не перед сном).

5.         Не забывайте регулярно давать ребенку поливитамины, соки, фрукты, особенно весной.
 
6.    Обязательна гимнастика – не изматывающие занятия спортом, а физкультурные упражнения, которые позволяют поддерживать тонус сосудов в хорошем состоянии. В поликлинике могут назначить массаж, лечебную физкультуру, которые активизируют восстановительные процессы организма.

7.    Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.
 

КСТАТИ!

Такой же «детский» режим должны соблюдать беременные женщины. Это поможет уберечь ребенка от внутриутробной гипоксии.


8.    Грамотно построенный режим подразумевает и посильную образовательную нагрузку на ребенка. Если нет противопоказаний, то ребенок может утром посещать развивающие занятия, а после обязательного дневного отдыха у него должно оставаться время на игры. И если малыш начинает часто болеть или отказывается идти на занятия – значит, или он устал, или эти занятия ему не нужны. В этом случае разумно договориться о перерыве. Если ребенок через какой-то срок не захочет снова идти на танцы или математику – значит, заниматься этим ему неинтересно и тяжело. А если весело побежит на занятия – то нужно всего лишь разумно чередовать учебу и отдых.

  • Автор: Наталия Ферапонтова

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться