Дислексия: как с ней справиться

Назад
у ребенка трудности с чтением
- {{rating.rating | number}} +

Есть дети, которым овладение чтением и письмом в младших классах дается с огромным трудом. И вовсе не потому, что они ленивые или глупее сверстников. Их проблема называется иначе: дислексия.

Что это такое

Дислексией страдают триста миллионов детей в мире, 5% из них испытывают значительные трудности с адаптацией в обществе и овладением профессией.

Школьник, страдающий дислексией и дисграфией (обычно они ходят рука об руку) – это ребенок, у которого все в порядке со слухом, зрением и интеллектом и который тем не менее никак не научится «нормально» читать и писать. Подобные проблемы выплывают на поверхность к концу первого – началу второго класса. Дети-дисграфики делают на письме так называемые глупые ошибки.

  • Оптические ошибки: ребенок пишет И как N, Я как R, путает прописные «у» и «и», «в» и «д».
  • Кинетические (двигательные) ошибки: школьник путает буквы, отличающиеся количеством элементов, – прописные «и» и «ш», «п» и «т».
  • Фонематические ошибки: ребенок путает звонкие и глухие согласные, заменяет на письме гласные – в том числе ударные, перестанавливает или пропускает слоги, меняет местами буквы.

Детям-дислексикам с огромным трудом даются навыки чтения. Они пропускают или путают буквы, пытаются угадать слово по первым буквам, глотают окончания, а иногда не могут даже прочесть слог из двух букв, согласной и гласной.

На сегодняшний день считается, что основные причины дислексии и дисграфии – это:

  • недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений;
  • недостаточная сформированность межполушарных взаимодействий;
  • искаженное речевое развитие, например ОНР (общее недоразвитие речи).

Профилактика

Чтобы свести к минимуму возможные проблемы у ребенка с чтением и письмом, родителям нужно с самого начала говорить с ним правильно, не используя «бэби-толк», не искажая слова. Больше играть в «речевые» игры типа «Я садовником родился». И ни в коем случае не давить на ребенка во время игр или занятий. Биохимики давно доказали, что дети лучше усваивают информацию на позитиве. Если малышу интересно и весело, мозг вырабатывает нейротрансмиттеры и аминокислоты, которые помогают усваивать материал. Если же на него только что накричали, в мозгу вырабатываются кортизол и адреналин, которые угнетают кору головного мозга и мешают усваиванию материала.

Современным детям сильно мешают жить и развиваться недостаточные пространственные представления; некоторые дети вплоть до школы плохо знают схему собственного тела. В таком случае в школе ребенку будет трудно воспринять зрительный образ буквы и перенести его в тетрадь. Помните, что игры с использованием представлений «право-лево», младенческие забавы типа «а где у Васи носик?» нужны детям практически как воздух.

Куда идти за помощью

Для успешной коррекции дислексии и дисграфии необходимо понять причину этих нарушений. Сделать это могут только специалисты – логопед и нейропсихолог. Хорошего логопеда найти вполне реально; с хорошим нейропсихологом сложнее – в идеале это должен быть клинический психолог, то есть получивший медицинское образование. Не стесняйтесь спрашивать у специалистов, какой вуз и какие курсы они окончили. Все-таки вы доверяете им своего ребенка.

  • Автор: Анна Бойко

Добавление комментария

Авторизуйтесь для добавления комментария

Вход

неверный пароль

неверный пароль

Запомнить меня

жмакни

Регистрация

Зарегистрируйтесь на krokha.ru, чтобы участвовать в конкурсах, писать комментарии и посты в блогах, выигрывать лоты на аукционе и многое многое другое

Зарегистрироваться

3 комментария к записи

Нейропсихологов хороших очень мало, но можно обратиться в районную городскую службу и попробовать подобрать своего специалиста...

на данный момент у нас проблемы с речью... ребёнку 3,5.. вроде еще до школы есть нормально времени, но я уже переживаю за подобные трудности в школе

Статья не отвечает на вопрос: "Как справиться с дислексией".
Мой сын с помощью метода Дейвиса справился с дислексией, вот отчет:http://davis-method.narod.ru/